Тихий океан

(Путешествие из Омерики в Россию через Новую Зеландию на торговом судне)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

М.Ю. Лермонтов

Ответ: Паруса уже нет, всё на дизеле. Ищет он развлечений, а кинул он суету и офисную скуку.
 

Приезд.

Я прилетел в Лос Анджелос в пятницу. Выдержав толпу китайцев на пограничном контроле, я наконец добрался до выхода. На улице было душно и влажно, стояла вереница такси. В Лонг Бич - попросил я водителя. Усталость 12 часового перелета давала себя знать. Но вот наконец добрались, мотель, девушка, глоток коньяка, сон. Завтра должно начаться путешествие через Тихий океан сказал я неизвестно кому и заснул.

И вот - утро, пальмы, тепло, пора начинать день. В Америке конечно надо селиться в мотелях. Мотели это душа Америки и во многом суть. Плати деньги и живи, никого ты не интересуешь. И при этом из комнаты до жизни улицы полметра. Открыл дверь и окунулся, ты ее видишь, слышишь, чувствуешь. Закрыл дверь - и ты в своем доме. Ничего лишнего. Никакого швейцара, лобби бара, мраморных ступеней и ресепции, ни одного человека по пути на улицу. Только дверь. Открыл - и ты житель Америки. Вот и я поселился в мотеле, в десяти минутах ходьбы от пляжа и в пяти минутах ходьбы от супермаркета. А что еще надо?
Мне предстояло связаться с агентом для посадки на грузовое судно, на котором я и планировал пересечь Тихий океан из Лос Анджелоса, США, до Новой Зеландии, города Окленд. Этот вояж соответствовал моему представлению о том, как надо путешествовать через Тихий океан. Путешествие должно быть из одного полушария в другое, чтобы пересечь экватор и тропики. А если повезет, то и линию перемены дат. По-настоящему. Переплыть океан на корабле так же как в свое время капитан Кук или Магеллан.
Контакт с агентом получился кратким, но содержательным. Его звали Захарий Паттерсон. Он не был разговорчив и особенно дружелюбен. Он был краток. Он сообщил, что пароход опаздывает на пять дней. Но все еще может и поменяться. Это было прекрасно. Неожиданно появилась свободное время для. Для сна, питания  и отдыха на каком никаком, но океанском побережье. Я тут же пошел в офис (так в Америке называется ресепция мотеля) и продлил срок проживания до воскресенья. И почувствовал себя свободным.

Пляж.

Было еще утро, и я отправился на пляж. При входе росла группа пальм и под ними сидели афроамериканцы. Один спросил меня - говорю ли я по-английски. Я ответил - вам надо немного денег? Он зачем-то уточнил  - от кого, от тебя? И потом утвердительно ответил - конечно надо.  Мы посмеялись.
Было жарко, ноги приятно залезали в белый горячий песок, вода блестела блеском отдыха.
Пляж был широкий и длинный, шел вдаль до каких-то маленьких домиков и пальм в дымке, с широкой полосой мокрого песка по которому неспешно разгуливали чайки. В воде я заметил какого-то странного лебедя - мутанта. Вот ведь, не дай бог во сне померещится, подумал я, может купаться не надо раз тут такие лебеди. Но когда лебедь мутант повернулся ко мне боком, я понял что это птица пеликан.
Океан был покрыт жарким маревом и превращался на горизонте в вереницу грузовых кораблей на рейде. С другой стороны он был полосой прибоя который шипя гладил и без того гладкий песок. Песок метров через двести - триста от прибоя упирался в жилые дома разной высоты, но преимущественно многоэтажные. На их стеклянных балконах никого не было.  Между домами и океаном вдоль пляжа тянулась гладкая бетонная дорожка, тщательно размеченная - где должны ехать велосипедисты, где скейтбордисты и роллеры, а где должны идти пешеходы и бежать бегуны, т.е. те люди, у которых нет никаких колес. И тех и других было полно, была суббота.  Они спортивно трусили, бежали или шли быстро и очень быстро, сопя и отфыркиваясь  Т.е. укрепляли свое здоровье. На предплечьях у них были прикреплены айфоны, из которых голос говорил "одна миля", "две мили", "три мили!!!".  Мимо проносились велосипедисты и прыгуны на батуте, простите,  это я перепутал со скейтбордистами. От всей этой пестроты и бесконечных обгонов спортсменами у меня стала кружиться голова, и я пошел на полосу мокрого песка к чайкам и пеликанам.
Через каждые пятьсот метров вдоль променада были установлены такие домики, где есть душ для ног и головы, фонтанчики с питьевой водой, санузлы и лавочки. Там можно было привести себя в порядок, попить, переодеться, отмыться от океанской соли после купания.
Домики были абонированы афроамериканцами. Они стирались в рукомойниках, развешивали вещи на лавочках, пили воду, просто сидели и грелись. Я не видел ни одного туалета на пляже, где бы они не отдыхали. Конечно - чисто, свежо. Только что кровати не установлены, а то бы они там и спали. Будет чисто, если дядька на тойоте объезжает эти домики ежедневно, и следит, чтобы все было на пять.

Входы и выходы.

В Америке хорошо решен вопрос со  входами и выходами. Это я замечаю уже не первый раз.
Входы и выходы в Америке подчеркивают образ жизни этой страны. Это касается любого чего-нибудь, у которого есть вход и выход. Граница ли, мотель ли, порт ли, магазин ли. Суть входа примерно такая - давайте или готовьтесь давать. Суть выхода следующая - сдали? (а если бы не сдали, не вошли бы, это закон). Ну, идите к чертям собачим, что теперь на вас время тратить.  Надумаете, приходите на вход.
На входе на вас обязательно обратят внимание, вход это действие. Вы должны предъявить паспорт на входе в США, чемодан - таможеннику, деньги в мотеле, свое желание сесть - в ресторане, предъявить документ и попросить вызвать шаттл при входе в морской порт, записаться при входе на пароход. С вами поговорят - зачем входите, и пропустят, если не умудритесь прямо на входе повести себя так, что вас проводят на выход.
Иное дело - выход. На выходе в Америке вы никого не интересуете, совершенно. Все. Все что нужно с вами сделано. Хотите выйти - на здоровье. За границу - катитесь, никто на вас и не взглянет, из порта - топайте, из ресторана - пластмассовое "рады будем вас видеть", глядя на клиента, который входит. Кто вы, куда направляетесь, по какой такой причине совершаете выход - никого не волнует ни на каком выходе.  Маленьким исключением является магазин.
В магазине  действия на входе очень мягкие чтобы не отпугнуть покупателя каким-нибудь неприятным действием "с рюкзаками нельзя!" или "касса закрывается". Да почему же нельзя? Проходите, покупайте. Итак - особенность, при входе в магазин вас не считают потенциальной угрозой магазину, а считают потенциальным покупателем. И остаются в выигрыше. Поэтому вход в магазин упрощен. 

Американцы - вежливые.

Американцы вежливые. Нет, до англичан им конечно далеко, но все равно вежливые. Спасибо, да пожалуйста, да как дела, да опять спасибо, да все с улыбочкой. А правды характеров нету, так бы и дал в харю. Для правды.

Супермаркет.

Вечером я отправился в супермаркет.  Надо было купить маленьких радостей в мотель на утро и на вечер. А днем я радовался в ресторанчиках у марины и пляжа.
В кассе дама кассир с коричневой кожей со мной разговаривала так. Здравствуйте, как поживаете? У вас нет нашей скидочной карточки? Хотите получить? Нет? Все-таки, возьмите пожалуйста и приходите к нам еще. Передо мной был большой экран, где были напечатаны все мои покупки с ценой и скидкой, итоговая сумма. Что-нибудь еще?  Нет, спасибо. Купюры на сдачу выдала кассир, а мелочь автомат высыпал в чашечку рядом. Хорошего дня! Потом я каждый вечер туда ходил, потому что мне очень понравилось это место. Перед походом проверял на месте ли скидочная карточка.

Вечер.

Что делать вечером было совершенно непонятно. Читать или смотреть кино голова еще была не готова. Требовался отдых. На пляж идти не хотелось, т.к. я помнил об афроамериканцах - чистюлях в туалетах, а пляж вечером делался абсолютно пустынным. Хотя там проезжала периодически полицейская машина, но вдруг мы с ней разминемся? Город был не лучше. Я сделал попытку пройти в центр часов в восемь и понял, что я живу в богемном квартале т.к. вокруг были магазины для художников и музыкальные магазины. Дальше к центру шли какие-то полутемные улицы с афроамериканцами, некоторые из них сидели в инвалидных колясках, но в глазах у них горел настоящий огонь. Когда я проходил мимо одного из таких инвалидов, он начал активно кудахтать, а когда я стал удаляться, кудахтанье приобрело страшноватые нотки. Возможно, я выбрал не те улицы, да и компании не было подходящей для ночной жизни. Поэтому лучше места, чем свой мотель с маленькими радостями в холодильнике я на вечер не нашел.

Пиво в жару.

В жару, как известно, хочется пива. И еще его хочется, когда долго идешь. Или когда мечтаешь о пиве. Все это у меня сошлось вместе, когда я решил дойти до конца пляжа в Лонг Биче. Я шел и шел, сначала по мокрому песку, потом по велосипедной дорожке, потом она перешла просто в улицу с пальмами и одноэтажными домиками под названием Океанский бульвар. Я прошел не менее пяти километров, а может и больше, но пивного бара все не было. Был правда один в начале, но он мне не понравился, т.к. я не знал правды. Так я дошел до конца города Лонг Бич, тут же была парковка при въезде в город, еще одна марина, а пляж кончился. Но пивного бара я так и не встретил. Я не знал по какой социальной причине жители в этой части города не любят пить пиво. Но правда была в том, что бара просто не было. Даже плохого или очень плохого. Как не было и людей на улицах, как не было и машин на океанском бульваре. Хотя была середина хорошего, теплого и яркого дня. Это напоминало фантастический фильм про бактерию, которая все пожрала. Но факты упрямая вещь и я, стараясь не думать о пиве, отгоняя бред про бактерию, отправился обратно по полуденному зною. Теперь я уже знал правду и быстро нырнул в плохой бар, когда дошел до него. Худенькая девушка со взрослым лицом и в обтянутых оранжевых шортах  пробубукала мне что-то как ей приятно что я пришел. Я протер сухим языком рот и, стараясь как мог, по-английски, сказал - пиво.  Она стала визгливым голосом перечислять сорта и я подумал, что сейчас отдам концы, поэтому я, презрев вежливость, не стал дожидаться окончания ее рассказа и сказал - сейчас хочу, лагер, большой. Но ей все было мало. Она спросила - самый большой который у нас есть? Нет, у нее точно не было мужа. Или был немой безрукий калека. Я смог только боднуть головой. Минут через пять первая кружка была выпита, и я перешел ко второй.  Нет, Америка не страна пива.

Об агентах и агентствах.

В описанном ритме прошло несколько дней. Я как следует отоспался, и стал вспоминать зачем я приехал. Дело в том, что я дал местному портовому агенту свой телефон с просьбой позвонить или прислать сообщение, если произойдут какие-то изменения в подходе корабля. Но никто не писал, не звонил и я чувствовал себя спокойно, т.к. считал, что имею дело с профессионалами и ответственными людьми. Вдруг меня охватил страх, что корабль уйдет без меня. Это было бы не совсем то, для чего я сюда приехал. Вечером я всегда проверял почту и вот сегодня обнаружил там письмо от агента Паттерсона с номером пирса и названием причала, где оказывается уже стоял пароход.  Ничего лишнего в письме не было, ни как добраться, ни адреса, ни в какое время приезжать в порт. Только указание, что я должен заказать TWIC эскорт (?) для того, чтобы добраться непосредственно до корабля. Хлебнув для чисто американского произношения, я позвонил Паттерсону и выяснил, что корабль уже оказывается у причала т.к. все переигралось и он не задержался, а наоборот - пришел раньше, и я могу сесть на него хоть завтра, но только теперь он несколько дней будет стоять в порту. Это была бомба. Я бросился в супермаркет для срочной закупки маленьких радостей, а по возвращении быстро собрался с намерением с утра сесть на пароход. Где и как брать TWIC эскорт я решил узнать в своем немецком агентстве, как я это сделал в прошлом году при походе через Атлантику. Вскоре из агентства от немки с красивым немецким именем Диана пришел ответ. "Спросите у агента". Впрочем, я не ждал большего, т.к. на всем протяжении знакомства с этим агентством HAMBURG SUD у меня оставалось ощущение, что мои вопросы являются для них информацией. Я бросился опять звонить Паттерсону. Агент Паттерсон под лай каких-то собак (наверное, он уже чесал за ухом домашних спаниелей) сказал мне - TWIC в порту найдешь, и больше трубку не брал, а на СМС не отвечал. Он не был многословным, этот американский парень - Захарий Паттерсон. Теперь вся надежда узнать где найти TWIC эскорт, и как проехать в порт к воротам нужного мне пирса возлагалась на знания местных таксистов. С мыслью об этом я перешел ко сну, приняв успокоительное.

Такси.

Утром я простился с мотелем и вызвал такси. Такси быстро приехало и встало не у того дома, перед которым стоял я, что посеяло во мне какие-то смутные сомненья. Через некоторое время таксист сообразил, что если на совершенно пустой улице есть один человек с чемоданом и одно такси, то вероятно оно должно подъехать к человеку с чемоданом. Что он и сделал. Но мои опасения полностью оправдались. Я сел и сразу запытал его про TWIC эскорт. Я не хотел, но Паттерсон довел меня.
Где этот ваш TWIC?? Манал я таксиста. Но таксист только буркал глазами. Он был из Африки и ничего такого не слышал. Потом он сказал, что и про порт он не знает - куда ехать без точного адреса.  Я показал на карте, но этот шофер умел ездить только по навигатору, а карту не понимал. Он сказал в свой самсунг-навигатор - Порт! Пирс А! Но навигатор ничего не ответил. Тогда он мне его сунул в нос и сказал - ну, ты скажи. Я сказал.
Слава богу,  мимо проезжал другой таксист, тоже африканец, но опытный.  И я пересел к нему. Первый все не хотел отдавать мой чемодан, заклиная правильно сказать в навигатор. Мне даже стало его немного жаль.
Бывалый африканец  все знал и про порт и про пирс и про твикс и сникерс. Его звали Кени, и он был из Ганы. Тут он прожил уже двадцать два года и изучил как проехать в порт.

Путь в порт.

Мы с Кени помчались по каким-то мостам, железнодорожным переездам и промзонам (неспроста неопытный боялся) и приехали  прямо к воротам нужного пирса. Я сказал ему - поди к твоему другу африканцу в будке и скажи что мне нужен TWIC эскорт.  Он пошел и быстро вернулся. Оказалось, что этот эскорт представляет собой обычный бесплатный автобус - шаттл, который и довезет меня от будки контрольно пропускного пункта пирса А до причала номер девяносто два, к моему кораблю. Я нехорошо подумал про агента Захария. Может быть у него было трудное детство и кто-то, по его мнению, должен был за это ответить.  На счетчике такси было семнадцать долларов. Я был настолько рад, что все разъяснилось, что дал Кени двадцатку без сдачи. Кени сразу стало хорошо, он дал мне свой телефон и сказал, что когда бы я ни позвонил, он приедет через пять минут. И ни разу не обманул, я ездил с ним еще раз пять, шесть. И другого вызывать не хотел. Вдруг заставит опять в навигатор говорить.

Железная дорога.

Честно говоря, не знаю почему решил написать о железной дороге. Удивило то, что ветки железной дороги ведут прямо к причалам. И поезда с платформами идут непрерывной линией. И платформы  с контейнерами подкатываются прямо к кранам. Т.е. контейнеры на корабль забирают прямо с железнодорожных  платформ. До этого видел погрузку только с колес.
 
Вход  в порт и траки.

Когда я был маленький, на Ленинском проспекте, недалеко от нашего дома, был магазин немецких товаров «Лейпциг». Там продавались красивые игрушки, по тем временам нам неведомые и недоступные. Например, действующая железная дорога или маленькие машинки как настоящие, легковые и грузовые. Краны и пожарные машины, и разные другие. Купить их было дорого, мама мне не покупала, но заходить в магазин и смотреть было интересно. Я представить себе не мог, что поезда и машины могут быть такими красивыми и яркими. В окружающей действительности я видел грязную, буро зеленую железную дорогу и грязные самосвалы черного или защитного цвета. Уже когда я стал взрослым и поездил по разным странам, я узнал, что да, бывает и такая красивая яркая железная дорога и такие красивые машины, даже не смотря на то, что это, например трактор, или самосвал, а не лимузин. Железную дорогу такую я видел в Германии, в Голландии, в Испании, Италии, да и других странах  - с такими же, как в игрушечном магазине красивыми вагонами, локомотивами, разными поездами и вокзалами. А грузовики и строительные машины - на дорогах Америки. В Америке грузовики называют траками и это большое количество грузовых машин разного предназначения. И с прицепами, и строительная техника, и цистерны и платформы и пожарные машины. Но всех их объединяет одно - это большие, разноцветные, блестящие никелем и хромом, на больших черных колесах, мощные грузовые автомобили.
И пока я ждал у входа в порт, когда  за мной приедет автобус, я любовался подъезжающими траками. Они подъезжали, ревя моторами, один за одним, подвозя в порт контейнеры. Некоторые были особо здоровенными и ревели как бизоны, на них были таблички - супертяжелый трак. Все были чистые, блестящие, с большими разноцветными кабинами. Когда траки едут издалека водители могут жить в этих кабинах, как в небольших домиках. Решетки моторов блестели никелем, носы с моторами были большие, от них накатывала волна горячего воздуха. Колеса у них были чистые, с черной резиной на хромированных дисках, как будто они не ехали по дороге, а были сняты с полки в игрушечном магазине. Колеса чистые в Америке у всех машин и в городе и на трассах. В Америке чистые дороги.
Потом приехал шаттл с африканской женщиной за рулем и отвез меня на корабль.

Корабль.



 

Это был мой первый заход на этот корабль и я слегка дрейфил. Но все оказалось отлично. Когда я вылез из автобуса у борта примерно десятиметровой высоты, трап был поднят, я приехал рано. Вахтенный матрос заметил меня, мы помахали друг другу, я крикнул ему что я пассажир, он спустил трап, спустился сам и помог мне втащить чемодан наверх. Дальше я записался в журнал, познакомился с некоторыми офицерами и отправился в свою каюту на прописку.
Корабль как большая добрая собака внушал спокойствие и ожидание чего-то хорошего. В каюте было уютно и совершенно не грустно одному. А наоборот приятно, создавался  настрой на созерцание и возможность раздумий. Я почувствовал даже прилив сил и поселившись, попросил вызвать шаттл к кораблю и радостно помчался обратно на берег веселиться, т.к. до отхода было еще несколько дней.

Но вот настал момент когда корабль был полностью загружен, ямы трюмов заполнены, в них на семь этажей вглубь стояли контейнеры, и на палубе контейнеры стояли в несколько этажей. Они образовывали ровную платформу на уровне моих окон на уровне пятого этажа от палубы. Контейнеры такого теплого цвета охры были освещены солнцем и наверное хорошо нагрелись. На них села стая чаек, они похаживали по хозяйски, но большинство поджали лапки и уселись белыми плюшками греться. Все ждали отплытия.

Каюта.

Каюту я занимал двухкомнатную, предназначенную для владельца корабля если бы он вдруг захотел зайти на борт. Состояла она из гостинной и спальни, а из спальни был вход в санузел. Все оборудование имелось, холодильник, телевизор с видео плеером, стерео-система, чайник. Вся необходимая мебель, включая софу, кресло, журнальный стол, письменный стол с креслом и буфетная стойка с чашками, салфетками и сахарницей и ессно стаканами и бокалами. В спальне кровать с тумбой и зеркалом и в коридоре платяной шкаф. Санузел со всей необходимой сантехникой в стерильной чистоте. В наличии была даже гладильная доска и утюг. Вобщем - это был отель не хуже четырех звезд. Центральное кондиционирование, но можно было и окна открывать. Одно в гостинной и одно в спальне. Комфортно.
По правилам хорошего тона я конечно сразу вымыл окна в своей каюте.

Пассажиры.

Это был я и одна немка лет 38. Она поехала в путешествие на год, была уже в Канаде, потом в США и теперь пилила  в Австралию а потом в Новозеландию. :))

Экипаж.

Капитан и несколько офицеров - черногорцы. Шеф инженер - румын. Кто и откуда остальные так и не понял. Кэп моего возраста, может чуть моложе, офицеры молодые ребята. Все приветливые. Кэпу  нравилось порассказать за столом о том о сем. Субботние капитанские вечера на этом пароходе приняты не были, ну что же, может оно и к лучшему.

Еда.

Подавалась как на убой три раза в день. Моим любимым блюдом был цыпленок с молодым бамбуком в соевом соусе. Шашлык из свинины с рисом тоже хорошо. Ну, лапша с овощами завершает список любимых. И божественный белый салатный лук. Его за нашим столом никто не ел, весь доставался мне!

Выход в море.
 


Как провожают пароходы, совсем не так как поезда, есть такие слова в хорошей песне.  Кажется, Эдуард Хиль пел.   Это правда. Выход парохода в море похож на  ритуал жертвоприношения. Это загадочно и неотвратимо одновременно. Пароход, рассекая водное естество нашей земли, как живое существо, как крокодил в джунглях амазонки, выбирается из порта на очень большую воду. Его покачивает, но он силен и устремлен вдаль. И упорно рассекает водную гладь как велит ему хозяин - капитан. А пассажиры и команда - это такие птички на этом крокодиле, которые тщатся в своей значимости, а по сути перед стихией - никто. Щепки в лучшем случае.
Сегодня 28 октября, вторник и мы вышли в море, ура! Это было в пять утра. Я чуть было не проспал отплытие. Но чувствую, зашевелилось большое животное, подрагивать стало, посмотрел в окно, а там вместо прожекторов портовых - звезды. Красота! Я быстрей вышел на палубу на свежий ветерок, так и есть - вокруг волны как масло расходятся. Лос Анджелос мерцает уже на горизонте.  Пошли! Я отправил последние смски, произвел глоток за отход и отправился досыпать.

Тихий океан.

Наш корабль длинной 240 метров и шириной 32. Поэтому можно устраивать прогулки по нижней палубе для разминки. Шесть кругов прошел вокруг корабля и получается три с небольшим километра.
Корабль загружен полностью, очень тяжелый, около четырех тысяч контейнеров, погода пока тихая, из-за всего этого качка почти не чувствуется, не сравнить с тем, что было испытано в Северной Атлантике. Пока не валяет :). Прогноз погоды хороший.
Сейчас три часа дня и мы уже существенно южнее Сан Диего. С утра я отправился на прогулку по кораблю. Начал с мостика и потом вниз на нижнюю палубу. Погода была отличная, солнце, легкий ветерок, океан спокоен. Поверхность океана темно синего цвета и немного в гладких буграх без пены. Цвет воды интенсивно синий, в отличие от преобладающих в Северной Атлантике зеленых цветов. Поверхность воды гладкая, в легких складках и выглядит как густое масло. Над кораблем пока летят птицы, интересно далеко ли они улетают от берега. Они барражируют перед носом корабля так как он распугивает носом рыбешку и птицы охотятся за ней. Я тоже пошел на нос. Там было безлюдно, безветренно и абсолютно бесшумно. Слышно было только шум волн. Создавалось ощущение полета над водой. Мое дежурство на носу было вознаграждено. Скоро я увидел стайку летучих рыб. Они не выпрыгивали на короткое время, а именно летели над водой, расправив крылья-плавники. Они такого серебристого цвета были и над водой парили секунд по пятнадцать - двадцать. Как они так научились? И для чего им это? Потом появилась стайка дельфинов, штук двадцать. И пропали за кормой. Наступило время обеда и я прервал свои наблюдения за океаном.
Вернувшись с обеда, нашел под дверью ящик пива (я заказал утром). Положил в холодильник. Знаете, так жить можно.
Опускались сумерки, птицы пока продолжали ехать с нами. Вокруг была сплошная водная гладь, но мы были еще относительно недалеко от американского побережья. Океан был уже не как масло, ветер поднял волну, появились мелкие барашки.

Время в океане.

Время в океане текло странно, волнами. То быстро, то медленно. Его было много и понимание этого факта давало возможность отдыхать голове. От бесконечного контроля ста факторов дома и на работе. От планов, от сознания что не успеваешь что-то или куда-то. Время было и можно было поспать, или почитать, или посмотреть кино, а можно и подумать или помечтать.
Что-то спать захотелось Андрей. Ну, Андрей,  нет ничего проще, пристройся на диванчик, я тебя свитерком накрою.
Проснулся, а теперь можно и почитать. Или тебе Андрей больше хочется посмотреть кино? Нет, Андрей мне хочется почитать, кино после ужина посмотрю. Только знаешь Андрей, мне хочется сначала стаканчик виски. Пожалуйста, сейчас налью, Андрей. Сочком апельсиновым запьешь? Пожалуй, спасибо, Андрей.
Думать и мечтать интересно. Погружаешься незаметно, а время при этом летит быстро.
Итак, сегодня среда, 29 октября, мы уже сильно далеко от берега и продолжаем забирать дальше в океан курсом на юго-запад. Вошли в полосу плотной облачности. Солнца нет, но тепло, шорты и майка. Если вчера еще попались на горизонте два корабля, то сегодня все пустынно. Вокруг одна вода до горизонта. Скорость 18 узлов, это повыше среднего, шеф-инженер сказал, что заказчики попросили ускориться. За кормой большой хвост из вспененной воды. Когда стоишь на нижней палубе, то вода мимо несется, хотя до нее не менее десяти метров. На волнах корабль изгибается и контейнеры лязгают металлически, но энергично, как в рок музыке.  Я помню что в Атлантике корабль тоже издавал звуки, но как-то ныл и кряхтел как при зубной боли. А этот - молодцом.
С нами продолжают ехать четыре птицы. Вчера интенсивно летали, а сегодня сидят на мачте. Доходяги? Или отдыхающие? А что пить будут? Я например сегодня на обед ел куриные щи с яйцом, омлет с цветной капустой и отбивную из курицы в сухарях с жареным цуккини. На десерт арбуз.

Нос корабля.

У этого корабля есть чудесный нос. Не в том смысле, что у предыдущего не было носа, а в том, что этот нос открыт солнцу и воздуху. На предыдущем он был закрыт сверху стальной крышей по какой-то конструктивной причине.
Нос совершенно безлюден и закрыт от посторонних взглядов. С мостика его не видно и ни с одной из палубных надстроек не видно.  На нем нет ветра, как это ни парадоксально, потому что ветер обтекает нос корабля как ветровое стекло кабриолета и проходит потом выше человеческого роста.
30 октября. Движемся в низкие широты с хорошей скоростью. Заметно потеплело, несмотря на облачность. И, пожалуй, стало несколько душновато. В море полно летучих рыб. Маленькие похожи на стрекоз и также хаотично движутся, причем при этом они машут крыльями. Большие  парят долго, например могут не ныряя пролететь туда - сюда перед носом корабля. Как они освоили две стихии? Солнце в одиннадцать стоит почти над головой. Окна открывать в каюте уже не очень хочется, снаружи начинает поступать духота.  Что же будет на экваторе?
После обеда на носу жара. Впору ставить шезлонг и загорать.
Вместо загорания читаю. Набрал с собой нобелевских лауреатов по литературе и вот знакомлюсь. Дочитал сборник Элис Манро "Слишком много счастья". Тонкая,  точная и увлекательная материя о жизни и ее оттенках.  Когда перелистываешь последнюю страницу приходит ощущение, что случайно приехал не на ту станцию, а очень поздно. Нужно что-то предпринять. А что? Сначала нужно сориентироваться... Найти общий язык с окружающими.

Сон.

Сон на корабле тих и спокоен в ритме легкого покачивания. Больших волн пока нет, океан оправдывает свое название Тихий. Плывем как по Онежскому озеру. Перед самым засыпанием иногда приходят мысли про то, что находится под кроватью. Сначала несколько этажей палубной надстройки, потом трюмы с двигателем еще на десять с лишним метров под воду, потом дно корабля. Под дном корабля бездна воды на несколько километров вниз. И вот над всем этим ты едешь в кровати в кондиционированном помещении и спишь. А глубоко внизу сидит какой-нибудь гигантский спрут и не знает, что сверху над ним проезжает пассажир в кровати. А если бы знал?

Утро с дождем.

Утро как обычно приносит с собой какие-то реалии. Как минимум нужно вставать умываться, бриться и начинать день. Сегодня 31 октября и я обнаружил что часы в каюте на час назад уехали, это значит мы зашли в следующий часовой пояс. Из открытого окна дует самум, облачность низкая, но наверное сильно жарко. На море барашки, качка по-прежнему отсутствует.
Оказывается ночью был ливень. Вся палуба мокрая. Вокруг туман и из него сочится дождик. Жара. Полно летучих рыб.
В обед капитан сказал что в течение трех дней пересечем экватор, а линию перемены дат пересечем за пару дней до прибытия. Сейчас пол пятого вечера и я попытался выйти на палубу позагорать. Выдержал 5 минут, солнце раскаленное, влажность, жара. Экватор остается только представлять. Мы идем вниз к экватору на всех парах. Хорошо что пароход новый, система кондиционирования работает как часы - не сыплет ледяной воздух за шиворот и не угнетает духотой. Внутри корабля комфортно, в каюте отлично, в обеденном помещении тоже. Стюарт улыбчивый невысокого роста плечистый филиппино лет тридцати с мускулистыми руками. Просто качок. Очень предупредительный, называет меня сэр.
Дочитал Трумена Капотэ "Хладнокровное убийство", впечатления двойственные. Посыл понятен, только кому адресован? Перешел на Стейнбека. Не оторвешься. Посмотрим что в конце будет.

Первое ноября.

Утро. Пришел ноябрь и добавить тут нечего. Слякотный, холодный мерзкий. Но это в Москве, а в Тихом океане на подходе к экватору картина другая. Я с утра обычно совершал прогулку, подышать, позагорать на утреннем солнышке, размять ноги. Сегодня тоже отправился, но в десять утра пришлось покинуть палубу, солнце начало печь нестерпимо. Шеф инженер предупредил, что сгораешь моментально даже в тени и поинтересовался есть ли у меня длинные штаны для прогулок. На завтра  обещана экскурсия в машинное отделение. Планшет показывает, что мы в районе северного тропика - тропика Рака.
Прошел сильный ливень, заливало окна. Теперь густой туман и начинает пробиваться солнце. Напоминает Амазонку.
Снова вокруг черные тучи с дождем, жарко и влажно.
В окно опять хлещет, струи по стеклу. Ноябрь выдался дождливый.
Дожал Стейнбека. В мыслях. Тем временем расчистилось небо от облаков, видны звездочки и прямо над макушкой пол луны как яркий фонарь. Лунный  свет через окно попадает в каюту и лежит белым квадратом на полу, я подумал фонарь на мачте зажгли. А это луна.

Один день до экватора.

Не верится. Я подплываю к экватору. Да. Как это выглядит? Море яркого густого синего цвета. Легкий бриз срывает пену с маленьких барашков в воде и иногда бросает в лицо. На палубе на носу еще пока можно загорать потому что времени только пол десятого. Форма одежды шорты и очки от солнца. Ветерок приятно обдувает кожу, а солнышко поджаривает. Волнение - ноль.  Солнце уже настолько высоко, что чтобы на него посмотреть нужно задирать голову. Со стороны солнца облака грудились башенками, но разошлись и образовалось большое голубое небо. С противоположной стороны черноватая синева собирается с дождем. Вчера дождь отмыл всю палубу и блестели лужи, а на сегодня она уже совершенно сухая. Ветер и солнце делают свое дело очень быстро.  Вода летит за бортом, временами оживляемая стайкой летучих рыб. На завтрак были блинчики с шоколадом и омлет. Народу никого. Это лучше персональной яхты. Каюта двухкомнатный люкс. Питание три раза в день, с офицерами, которых почти никогда нет. Обслуживает стюард, не сам с тарелкой гоняешь, а стюард улыбается и спрашивает можно ли забрать тарелку? Есть сэр! А когда я ему подкинул десятку за уборку каюты, он просто на крыльях полетел.
Свежий воздух, шум ветра и волн на носовой палубе, солнце и вид на океан. И ни одного человека перед носом, матросы работают корабль, офицеры командуют или отдыхают, да и всего-то нас двадцать три человека на корабль длиной 240 метров. Пожалуйста, гуляйте, читайте книги, наслаждайтесь отсутствием телефона, интернета, какой либо работы. И все это за сто евро в сутки.
На улице сковорода, на контейнерах можно яичницу жарить, на палубу выходить страшно. Солнце прямо наверху.
У стюарда сегодня день варенья. Был пирог с ананасом, а при выходе он поймал меня в коридоре и сунул две бутылки пива. Мы с ним как-то задружились молча.
Солнце первый день садится не в тучу. Завтра возможно будет красивый рассвет. Встану пораньше и на мостик - делать фотографии. Сейчас на розовом небе такие чудные маленькие белые облачка как лебяжьи перышки. Как будто кто-то подушку тряхнул несколько раз на небо.

Экватор.

Восемь часов. Утро. Солнце. Часы еще на час назад. Скоро пересечем, осталось три часа. В каюте все приготовлено к празднику, а пока завтрак с плюшкой в каюте и утреннее солнышко на носовой палубе.
Свершилось! Сегодня 03 ноября 2014 года в понедельник, в 12-05 по времени островов Таити,  что означает час ночи четвертого ноября в Москве, я, Андрей Любцов,  пересек экватор в Тихом океане, двигаясь на контейнерном судне ANL BINDAREE из северного полушария в южное! В этот момент я проглатывал жареного цыпленка с картошечкой и заедал арбузом. Вполне праздничный обед! Поднявшись  на мостик, я зафиксировал событие у дежурного офицера, а спустившись к себе в каюту - на своем планшете. Далее я выпил виски за такое неординарное событие! Это встанет на одну полку с путешествием вокруг мыса Горн и пересечением Северной Атлантики.
Кстати, забавно, что на мостике у штурвала никого нет. Корабль сам прет на автопилоте. Штурвальчик - такая маленькая баранка как у летчика, не то что колесо красного дерева с ручками! В комнатке дежурного на мостике только сидит вахтенный офицер и чего-то на компьютере тюкает, а вперед никто не смотрит. Аппаратурка!
Пересечение экватора означает сразу много всего интересного.
Из северного полушария я попал в южное и въезжаю в архипелаг Французской Полинезии центром которого является остров Таити. И называется этот архипелаг официально Французскими заморскими территориями.
Из акватории Северного Тихого океана я переместился в акваторию Южного Тихого океана, который тянется до самой Южной Патагонии и дальше до Антарктиды с айсбергами.
Если раньше я двигался с севера на юг и непрерывно происходило потепление, то теперь я продолжаю двигаться с севера на юг, но будет постепенно холодать относительно севера, потому что в южном полушарии на юге холоднее чем на севере.
Если в северном полушарии была осень и она проявлялась постепенным сокращением дня и ухудшением погоды, то в южном полушарии я попал в начало весны и погода будет улучшаться, а день удлинняться.
Я попал из осени сразу в весну, избежав зиму!
Ура, товарищи!
Летучих рыб взмывает иногда штук по тридцать в стайке.
Что-то должно быть со звездами, но спросить не у кого.
Люди ходят не вверх ногами.
Теперь осталось пересечь тропик Козерога и линию перемены дат. А там и Ландия- ландия... Зеландия!

Луна и звезды.

Ночью проснулся от света. В окно светила луна. Очень ярко. Сама она была где-то прямо над головой, и было не видно. Открывать окно и высовывать голову я поленился спросонок.  Зато можно было запрокинуть голову на подушку  и смотреть в окно на небо. Небо было чистым и все усыпано звездами. Они были как мелкая светящаяся пыль и как светлячки с холодным голубым светом, выстроенные в цепочки, или разбросанные в художественном беспорядке. Звезд было очень много, я такое небо видел только очень давно на Памире в долине между двумя горными хребтами. Было также тепло, травы ночью отдавали накопленное солнце волнами ароматов, а я лежал в спальном мешке на раскладушке около нашей экспедиционной машины и смотрел на небо также как сейчас.
А сейчас темная вода несется  где-то внизу мимо борта с характерным шумом. Экватор, тропики, Тихий океан. Как летит время.
Утром пошел на нос с твердым намерением заснять летучих рыб. Они так красиво переливаются на солнце когда из воды выскакивают. В процессе фотографирования летучих рыб я неожиданно увидел в воде картонную коробку из-под пива, потом две пустых бутылки плыли друг за другом, и потом вдруг оранжевый буй. И это в середине океана! На буе (ю?) что-то было написано, я не разобрал что, и торчало что-то вроде антенны. Я побежал и  доложил дежурному офицеру про буй - вдруг это аварийный и нужно его выловить и оказать кому-то помощь.  Он посмотрел на снимок (а я его сфотографировал) и сказал что проблем нет, это оторвавшийся рыболовный буй - маркер. Что по локатору рядом рыболовецкие суда одно японское, одно корейское, и оттуда все это. Но что - спасибо и я молодец.
Вечер, десять, на палубе теплынь, небо в звездах. Ничего знакомого, звезды яркие, некоторые с красным оттенком. Луна светит прямо сверху ярким светом. Полнолуние. Или завтра.

Тропик Козерога.

Подходим к тропику Козерога. Это южный тропик. Пройдено больше половины пути. Утро без единого облака, жарко. Время отодвинули еще на час назад, таким образом разница с Мсквой получается минус 14 часов. Зато после пятницы - 7 ноября, сразу настанет воскресенье - 9 ноября. Астрономия!
Съеденная гусиная лапка с капусткой нагоняет сон. Времени 12-30 солнце прямо сверху. Теней нет.
Время шесть вечера. Замерил позицию. Мы на широте Лимы. Катимся вниз.
А ветерок покрепчал, пошел дождь, корабль начал забираться на волны. Контейнеры лязгают железом. Полное ощущение поездки на товарном поезде, хотя никогда не ездил. Качает с носа на корму.
Открыл очередную книгу. Это Смок Бэлью Джека Лондона.

Конец запасам.

Козерога встретил нас сильным ветром. Корабль забирается на волны, но с боку на бок пока не валяется. Запасы заканчиваются (в смысле мои каютные). Я, когда селился на корабль, завез с собой немного провизии. Две бутылки виски - литр и 0,75, канистру апельсинового сока тропикана - 5 литров, английский чай, тростниковый сахар, банку абрикосового варенья, четыре калифорнийских лимона, двенадцать сладких плюшек (очень вкусные), пакет соленых фисташек, пакет вяленого манго (прекрасная закусь для виски), пакет тыквенных семечек, четыре упаковки ржаных финских сухарей, палку варено-копченой колбасы, баночку испанских оливок, и небольшую упаковку нарезанного овечьего сыра.  Ну и на пароходе приобрел ящик пива, всего у меня получилось 30 бутылочек пива по 0,33. Этот запас позволил мне не ходить на завтраки, уж больно они рано, в семь утра, а иногда и на ужины, когда хорошо шел вискарик с чаем и вареньем под вечернее кино. И переться никуда не хотелось. Надо сказать, я неплохо все рассчитал, но сегодня,  на Козерога, почти все кончилось. До Зеландии, города Окленда, остается четыре дня пути. Корабль идет быстро и если крепкий ветерок не разыграется в шторм, мы должны будем прибыть одиннадцатого ноября во второй половине дня. И это с учетом пересечения линии перемены дат после которой прибавится ровно один день. Итак, запасы. Виски кончилось вчера вечером, с удовольствием допил последний глоток под чтиво. Сок тоже кончился, так же как и плюшки, орехи, сыр, оливки и вяленое манго. Колбасу только что доел и запил пивом.
Зато в остатке. Сахар и чай - много. Варенья - на сегодняшний вечер. Есть еще один целый лимон в холодильнике. Четыре бутылки пива и пол пачки ржаных финских сухарей. Вот такие остались развлечения на четыре дня. Продержимся.
Джека Лондона дочитал. Немного для детей, но все пропитано таким позитивом. Наверное, теперь  переключусь с американцев на Голсуорси. Хочется классики.
Мы южнее Ла Паса и озера Титикака, если провести парралель до Южной Америки. Воздух стал прохладнее и это хорошо. Можно будет открывать окошки.

Пятница, или линия перемены дат.

Пятница. Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Вот ужо приеду домой.
Ну, вот и допрыгались! Утром мне показалось что в 12 часов солнце не на юге, а на севере! Иначе мы едем не в ту сторону, черт подери! Мало того, ладно, пусть на севере, но если смотреть на солнце, то оно едет не слева направо по небу, а справа налево! Это астрономия или что это? Подмывает спросить у капитана - не найдется ли у него бутылочки виски. Но на этом все не кончилось.
Во время обеда по радио объявили, что завтра назначается воскресенье, девятое ноября. И это при том, что сегодня пятница, седьмое ноября! Я уточнил у капитана - правильно ли я понял объявление (а мы рядом за столом сидим). На что он засмеялся и сказал, что все правильно, что ничего, у них - моряков это дело обычное. (В каком собственно смысле?)  Я ответил, что для меня-то - в первый раз. Все же Астрономия! Или безобразие? Хоть жареный палтус вкусный был. Нет, пойду, забудусь сном.
Все оказалось просто. Мы должны ночью пересечь линию перемены дат. Когда ее пересекаешь с востока на запад, к текущему  времени прибавляется 24 часа. А если с запада на восток - вычитается. Наука!

Два дня до Окленда.

Ну что тут еще добавишь? Дождь и похолодало. Послезавтра должны прийти в Окленд, Новая Зеландия.
Дождь так и идет весь день, все серое, на палубу идти неохота. А если и в Зеландии так? Как же праздник киви праздновать?

Паковка чемодана.

Подсобрал что поставлено, разложено, развешено  по каюте. Как-никак я тут провел шестнадцать ночей.
Проверил документы, деньги на таможенный сбор для прибывающих в Зеландию на корабле ( 130 долларов США - многовато на мой взгляд). Наметил места для посещения в Окленде. Надо определяться, что надевать, после тропиков погода кажется холодной. Сформировал выкидной рюкзак с подручными вещами.
Холодрыга, все в облаках но без дождя. С загоранием на носу похоже покончено. И ветерок ЮЖНЫЙ. Гулять приходится в курточке. Как мы зависим от погоды. В тропиках, когда проходил мимо люков вентиляции машинного отделения, думал - какой противный жар идет из этих люков. Теперь, когда прохожу, думаю - как приятно греет этот теплый воздух.
Под вечер вышло солнце. Такого чистого заката ни разу не было. Каждый закат в океане имеет свои цвета. Похожее по цветам небо мне довелось наблюдать только в  заполярье. Облака и погода задают палитру цветов моря и неба. И главное, для таких картин - неба должно быть много. А много его в Океане и на Севере.

Земля.

На горизонте ГОРЫ! Целая гряда тянется. Ураа!!! Подъезжаем. Вода зеленая, значит берег приближается. На небе ни облачка, но погодка весьма бодрящая.
Травка зеленеет, видимо к весне, вот она - Зеландия! Ё-ка-лэ-мэ-нэ!!! (копирайт группа Манго-Манго, "Чкалов").
Заработал телефон. Так, куда первым делом позвонить? Приятная суета!
Интересно, долго еще качать на суше будет после корабля? Есть такой эффект.
Мчусь на мостик снимать Окленд со стороны бухты.
Торговые суда это очень специфический транспорт для непосвященных. И он не предполагает планов и определенности, которую я так люблю. Cargo ship отучает от  суеты и торопливости и приучает к философии, выдержке, взаимовыручке и, как ни странно, выносливости. Торговое судно просит вас не суетиться, а быть собранным, исключительно доброжелательным, но не взнервленным. Моряки это люди особенной доброжелательности, открытости, порядочности. Причем это касается как офицеров, так и простых sea менов. По-другому я думаю в море просто нельзя, то есть можно, но будет очень плохо. Всем.
Так вот. Когда у меня уже было полно планов, мечт (мечтей?) и желаний, мы неожиданно простояли на рейде (то есть берег - вот он, только сойти нельзя) в ожидании лоцмана 12 часов. Все очень хотели на берег, и надо было поучиться выдержке и спокойствию этих ребят. Много респектов морякам торгового флота. И умницы, и крепкие дай бог каждому, и уперто целеустремленные. Кто решил стать капитаном, тот им станет. Жаль, за два похода ничего не слышал про наших русских ребят. Неужели как в футболе? Страна огромная, а играть некому? Видел морских офицеров - немцев, румын, черногорцев, поляков. Прекрасные люди, ни одного негатива не могу припомнить. Матросы и босуны преимущественно - филиппино. А как готовят повара филиппино! Это стоит отдельного рассказа. Но русских - не видел и про них не слышал. Жалко черт подери.
Прошу извинения за отступление, вечером, когда уже были у стенки, перед эшором, хлестал дождь с ветром, а утром было абсолютно чисто, я попрощался с капитаном и с кем встретился, и вышел на берег. Когда общался с властями на борту ( везде свои правила, в Окленде они на борт поднимаются тобой заняться) с удивлением понял что отлично понимаю английский новозеландцев! В отличие от американцев. Портовый агент в Окленде был симпатичнейшим мужиком и довез меня с чемоданом на своей машине до центра города. Бывший моряк. Еще раз респект сильным ребятам, гоняющим через экватор и не только, месяцами вне дома, в дождь, в жару, в тумане, на диком ветру, ночью, днем.
Ну, а я прошел Тихий океан пассажиром торгового судна из США в Новую Зеландию. И это было здорово.

Конец рассказа.

Спасибо тем у кого хватило терпения на чтение сего опуса. Много еще чем можно было бы поделиться, но это другая история. Фото прилагаются.

Андрей Любцов

12 ноября 2014 года

 

Ассоциированный член  Ж. КОПЧИКА      Любцов Андрей

Туристический клуб "Железный Копчик"