Поход на Приполярный Урал. 2011 год.

Часть 2.

Часть 1.

  

Утром после ночной грозы погода была на загляденье – ветер стих, светило солнце. Собрались, обошли озерко и двинули на Кар-Кар. Кое как забрался – огромные валуны, очень круто…

  

На самом верху перевала Кар-Кар. Внизу первая ступенька (кар) перевала, после этой ступеньки снова спуск и вторая ступенька (второй кар). После спуска со второй ступеньки – долина реки Манарага. Перевал Кар-Кар – из кара в кар. На дальнем плане г. Манарага.           

Спуск на первую ступеньку самый трудный, очень круто, камни огромные, скользко, рюкзак очень мешает, одно неверное движение и рюкзак утянет вниз, падение – это точно травмы….

            Отдых после первого спуска.

Дальше по кару (равнинка) до второй ступеньки, там спуск легче намного – есть подобие тропы. Третий спуск крутой, местами курумник, есть тропка, но скользко и на фоне усталости от предыдущих спусков уже было очень тяжело. Молодежь скакали по перевалу как сайгаки, а у меня очень болели колени от подъема на г. Народную днем ранее. Для себя точно решил, что на г. Манарага мне не подняться. Там гораздо круче подъемы, чем на Народной.    Перед спуском ко второй ступеньке, дальше видно долину р. Манарага.

 

Перед спуском в долину р. Манарага.

 

Перевал Кар-Кар пройден. Отдых с чаем и спиртиком около 1 часа. Вдоль речки есть тропа, местами болотистая… Дошли до балка Оленьего. Все устали… В балке спать невозможно – срач, крыша обвалилась, но на полянке перед балком вполне сносно, чистенько, видимо все же иногда за наши деньги егеря убираются на стоянках, но никаких указателей с названием стоянки, заготовленных дров, указанного отхожего места нет и в помине.

Из-за усталости решили на следующий день сделать полудневку, поэтому сильно накидались спиртиком. На следующий день погода отличная, тепло, просушили все шмотки… Полудневка превратилась в дневку (впрочем как обычно).

            На следующий день вышли рано, тропа не тяжелая, мы уже идем в зоне лесорастительности, ветра нет и очень много гнуса… Справа по ходу на открытых участках во всей красе видна г. Манарага.

 

            Накомарник снял для фото….

К обеду дошли до  стоянки, какой-то ручей, на стоянке люди…. Это группа с проводником, они вчера с этой стоянки ходили на восхождение г. Манарага. Все решили встать здесь и идти на восхождение. Поставили палатки, перекусили и парни ушли. Нас на стоянке осталось двое. Пришли парни поздно, на гору не поднялись, оказывается очень тяжело и очень круто. Поняли, что не хватит светового дня да и сил. Ночью напились…На следующий день вышли к балку Манарага, где запланирован стапель. Балок Манарага стоит посреди огромного поля заросшего полярной ивой – пробираться через неё – хуже некуда, по тропе еще нормально, но чтобы вырубить раму к катамарану шестерка нужно идти очень далеко. Около балка куча шмоток и 2 человека. Это наши земляки из Добрянки. Группа заказала через турфирму поход, им дали проводников, плавсредства и вертолет (мы его видели, когда шли от балка Олений). Их с шмотками из Инты на вертолете довезли до балка Олений, потом оставили 2-их, а остальных подняли на плато Манараги, там с проводниками сходили на Манарагу, потом перевезли на плато г. Народной и вертолет улетел. А они переночевали, сходили на Народную и через Кар-Кар обратно к балку. Учитывая, что они почти налегке – это не очень сложно, по крайней мере я бы справился спокойно. Мы то через Кар-Кар переваливали со шмотками и катом…

            Решили быстро отстапелиться и немножечко проплыть, чтобы уйти с этой унылой поляны балка Манарага. Кстати, где стоит балок река уже Косью, Манарага впала в Косью метров 300-400 выше балка.

             Пока стапелились напились довольно нормально, но думали, что отойдем чуток и встанем, самый сложный порог Труба в 3 км от балка.

Пацаны упаковали рюкзаки в полиэтиленовую пленку и привязали к кату как сидения, я сделал также. Получилось, что сидишь довольно высоко над водой…. По спокойной воде совсем не плохо, а вот по порогам… В общем порог начался почти сразу за поворотом реки, а не в 3-ёх километрах, течение очень сильное, пристать совершенно негде, в русле огромные камни, команда гребцов еще совсем не слаженная, катамаран нагружен не равномерно, да еще и мы полупьяные… На одном из поворотов не справились с обходом затопленного камня, ударились об него и я выпал с катамарана… глубина не большая, а вот течение – очень даже сильное. Хорошо, что взял с собой спасжилет, а ведь не хотел с ним таскаться. Выбрался на правый берег, кат пристал в камни метрах в 100, его надо было держать, чтобы не уплыл, выжался. Прямо по ходу увидели огромную ступеньку слива (около 1,5 м), причем сразу после поворота на 90 градусов влево, а справа отвесная скала. Если бы я не выпал и кат не остановился – нас бы точно ударило об эту скалу и отправило в слив боком, где переворот неизбежен… В русле огромные камни и травмы были бы не слабые, если не смерти… Это просто удача, что мы просмотрели основной слив порога Труба. На веревках вытянули кат до поворота, выровняли его по ходу движения и прыгнули в Трубу. Протрезвели все мигом. Сначала я не понял вообще мы на кате или уже нет, кругом только вода, это мы в пенном валу…. С обеих сторон отвесные скалы – каньон Труба. Скорость течения – огромная, в русле камушки величиной с пятитонный контейнер…. После очередного удара о какой-то небольшой камень выпал с ката Серега, его успели поймать кормовые и он зацепился за раму, так и плыл – что было крайне опасно. Потом он смог перебраться между гондолами и повиснуть на последней поперечине. Пронеслись таким образом мы минут 10, не меньше, по ЖПС оказалось, что покрыли почти  11 км. Когда течение стало послабее и кончились скалы, пристали на ЛБ. Место крайне плохое, но делать нечего… У нас с Серегой уже просто зуб на зуб не попадал от холода. Был уже вечер и солнце ушло за горы. Продравшись немного в лес решили ночевать… Соорудили огромный костер, развели много спирта и согрелись…

На следующий день, полдня кат вели на веревках, так как стало очень мелко, иногда и плыли на веслах. Чем дальше уходили от гор, тем становилось больше воды и глубины, начали рыбачить…

 

Несколько дней шли без приключений, рыбачили иногда, временами шел дождь, пили вечером спиртик, пока не кончился…

 

 

   

 

Малосольный хариуз. Пока не готов – только почистили, нарезали и посолили, надо часов 12 – 15.

А этих жарить. Рыбки в среднем грамм по 800, - один маленький попался около 200 гр, не отпустили, потому что не выжил бы….

   

Попалась недостроенная база отдыха или что-то в этом духе. Местный говорил, что какой-то авторитет здесь строил… и если бы достроил, то никто бы не сплавлялся здесь ), смех да и только…

            А также попалось вот такое заведение, здесь есть баня и вполне сносно, помылись…

 Баня топится.

 

Здесь переночевали.

Река стала широкой, намного медленней и стали попадаться всякие таблички.
Ну и наконец-то мы дошли до лодочных сараев жителей поселка Косью и одноименной ж/д станции. Это хозяин сарая прикололся, никакого магазина тут нет и в помине.

            Собрали катамаран, и двинулись к станции, шли около 40 минут, и пришли, набрали пива и сигарет, колбасы и печенья… ), но нас ждал сюрприз…

 

Так как у нас билетов на обратный путь не было, мы не могли рассчитать точно время возвращения, нас в поезда не пускали ни в какую, только один единственный, который идет очень поздно ночью… Куковали в Косью, потом приехали в Печеру и не успели на поезд до Кирова…. Пришлось взять в Печере гостиницу на сутки… Город ничего так, я обошел 3 бара, напился текилы с пивом и спал до паровоза. В Печере нас провожал оркестр ):

Вообще на вокзале в Печере очень много всякого сброда, все либо на вахту, либо с вахт, поэтому много неухоженных мужиков. А менты пить пиво на вокзале не разрешают, сразу у киоска предупреждают, что если увидят «распитие» заберут в отдел… Менты на вокзале в Печере меня удивили – все здоровые, как борцы, и не ниже 185 см каждый, интеллектом не блещут явно, но не беспредельщики и, довольно таки, вежливые. Кстати, документы и билеты они проверяли у нас несколько раз. Короче, суровый уральский север…

Потом ехали в паровозе до Кирова без приключений… В Кирове нужно было ночевать, т.к. поезд до Перми только утром, но мы решили уже что хорош бомжевать и сбросились по 2 000 руб. на микроавтобус до Перми, получилось дороже, чем на поезде, но на 14 часов быстрее домой, и еще неизвестно в какую сумму вылилась бы ночевка в Кирове, на вокзале теоретически ноль, но чревато конфликтами с ментами, т. к. без пива бы все равно не обошлось…

И вот раненько утром в воскресенье мы прибыли домой… На следующий день всем было на работу….

 

Карта маршрута

 

Дима Петров, г. Пермь

Турклуб "Железный Копчик" в содружестве с клубом "Ледяные яйца"